Серия: Евгений Овчинников - «Начало Пѣсенъ Вѣщихъ» (осн. в 2014)
 

 

Конспекты


      «Истина нахальна и бесстыдна: ходит как мать на свет родила; в наше время как-то срамно с нею и брататься. Правда – собака цепная; ей только в конуре лежать, а спусти – так уцепится! Быль – кляча норовистая; она и редко шагает, да твердо ступает, а где станет, как корни пустит! Притча – дело любезное! Она неряхою не ходит, разинею не прикидывается, она в праздник вый- дет за ворота, сядет на завалинку – кланяется прохожему всякому смело и приветливо! Русский народ, как известно всему свету, необразован- ный, непросвещенный, рад случаю – зубы по- скалить…
      Ой, было, было время на Руси, что ходил молодец в кафтане, ходила девка в сарафане! Люди добрые! Идите, стар и мал, слушать небылицы русские! А кто знает грамоте скоро- писной, садись записывай, словечка не роняй! А вы, вычуры заморские, вы, хваты голосистые, с брызжами да жаботами, изыдите. И сатана в славе, да не за добрые дела; а иная слава хуже поношенья. Не про лукавого молитва читается, а от лукавого...»
      Аминь…

«Народная Культура»

РОССИЯ - МОСКВА
2011

 

 

В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
Из какого бы мира ни брал поэт содержание для своих созданий, к какой бы нации ни принадлежали его герои, сам он всегда остается представителем духа своей нации, смотрит на предметы ее глазами и кладет на них ее печать...

РУССКАЯ
ГОЛГОФА
 

КОНТЕНТ

 

В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
Не диво, что русский мужичок и плачет и пляшет от своей музыки; но то диво, что и образованный русский, музыкант в душе, поклонник Моцарта и Бетховена, не может защититься от неотразимого обаяния нашей
песни...

СТАРО-
ОТЕЧЕСКАЯ
РУСЬ

КОНТЕНТ

 

РУССКАЯ
ГОЛГОФА

В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
Человеком оканчивается царство природы, и им же начинается царство духа...

КОНТЕНТ

 

Евгений Овчинников

« Г О Л Г О Ф А »

*   *   *
«Поклон, хлеб-соль... какие малости...
но тайны «русской кухни» знающий –
смекнёт, что малость не от жадности,
а от любви всенасыщающей, –
обидно, что в поклонах стелемся –
пред ненасытными врагами...
ведь в час, когда мы им доверимся,
они сожрут нас с потрохами».
___________

 

 


                Н.Н. СПЕРАНСКИЙ: «Постижение Мироздания – есть сла- гаемое смысла земного Бытия. Но вот применение знаний уже не обходится без вмешательства разрушительного начала, вра- ждебного Жизни. Именно в этой сфере начинает проявлять себя действие Закона Нравственного... Этический опыт Славянской Древности зафиксировал явления духовной жизни – и в мифе о творении Мира, и в мифах о становлении Руси. Эти мифы спра- ведливо считались величайшим богатством. Они охранялись от воровства и фальсификации. Древние умели хранить свою Па- мять и свой жизненный опыт... Человек – нуждается в благах ци- вилизации, но они нужны ему лишь как средство для облегче- ния жизни, а не как самоцель. Лишь люди, осознающие этичес- кий опыт человечества, способны разумно и добровольно огра- ничить себя. По большому счету, людям для поддержания до- стойной Человека жизни нужно не так уж и много. Не так уж много от них и требуется: почитать и оберегать свою Землю и Природу, хранить память о деяниях и мыслях Предков, ибо не- льзя бездумно разрушать то, что предки оставили нам в Насле- дие, заботиться о своих потомках, познавать Мир и созидать Но- вое. В конечном итоге, человек, следующий этим правилам, об- ретает и Счастье и Смысл Жизни...»

 

Евгений Овчинников

« Г О Л Г О Ф А »

*   *   *
«Мы биты многими врагами,
за что – останется загадкой...
но Слово Божье было с нами,
и сам Он – пребывал над схваткой,
бесстрастно правя суд небесный –
и предрекая пораженье:
не тем, кто уступал сраженье,
а тем, кто побеждал – нечестно».
___________

 

 

 
                А.М. ПАНЧЕНКО: «В народной культуре средних веков смех имел религиозное значение — как жизнедатель, которому подвластны и люди, и земля. В народном сознании скоморохи как бы конкурируют с попами. Это соперничество — учитель- ное, наставническое — состязание авторитетов. Задача попа — побуждать пасомых к «слезам», потому что слезы и покаяние «необходимы» для спасения души. Скоморох же заботится — о телесном благополучии, о плодовитости человеческого племе- ни и плодородии земли. Если смех — жизнедатель, то «сильное» побуждение к смеху не более чем — естественно... Итак, скомо- рох является «иереем смеха». В такой ситуации Жрецы смеха — феномен не только ожидаемый, но прямо неизбежный... Извест- но, что когда жених с невестой отправлялись в церковь, особое внимание обращалось на приметы, на обереги от сглазу и нечис- той силы. Первостепенная роль в этих магических действиях отводилась скомороху... Занятия священников и скоморохов враждебны. «Бога ради, государь, — воззвал один из архиереев, — вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве, се тебе, государю, в великое спасение, аще бесовская игра их не будет»... Что до большинства, оно не собиралось жить с «поклонцами и слезами». Оно предпочитало жить весело...»

 

Евгений Овчинников

« Г О Л Г О Ф А »

*   *   *
«Уже и сказка стала былью,
и цель ясна, и курс исчислен,
пора б расправить руки-крылья,
да тяжек груз забытых истин, –
в цене – лишь подпись под «указом»,
а если он – бесчеловечен?!.
взовьёмся в небо, встретим разум,
но похвалиться будет – нечем».
___________

 

  

 
                М.М. БАХТИН: «Праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь из ее обычной колеи и делают невозможное возможным. Гоголевский смех – это чистый народно-праздничный смех. «Низкое», низо- вое, народное значение дает этому смеху – божественное лицо, ибо так смеются боги в народной смеховой стихии древней на- родной комедии... Можно сказать, что внутренняя природа вле- кла его смеяться, «как боги». Этот смех полностью раскрывался в поэтике Гоголя, в самом строении языка. В его слове мы наблю- даем постоянное освобождение забытых или запретных значе- ний. В абстрактном нормативном языке они не имели никаких прав, чтобы войти в систему мировоззрения, потому что это са- ма говорящая жизнь. Мы видим, таким образом, столкновение и взаимодействие двух миров: мира вполне легализованного, офи- циального, оформленного чинами и мундирами, ярко выражен- ного в мечте о «столичной жизни», и мира, где все смешно и не- серьезно, где серьезен только смех. Гротеск у Гоголя отрицает очевидность и мир «само собой разумеющегося» ради непредви- димости правды. Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда». В нем заключена народ- ная – обновляющая, жизнеутверждающая идея...»

 

«БРЫЗГ МЫСЛИ»

                             *   *   *
Людвиг ван БЕТХОВЕН: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме добро- ты».
Эдуард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН: «Что прошло – то прошло. Будущее же принадлежит тем, кто достаточно добро- детелен, чтобы раскаиваться, и тем, у кого достаточно сил, чтобы загладить свою вину».
Н.В. ГОГОЛЬ: «Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже никто не верит».
                        ___________

 

В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
Естественная поэзия прибегает к иносказа- нию, к мифу, которых смысл может провидеть только посвященный... художественная поэзия вырастает на ее почве. Оттого она так любит пользоваться мифичес- кими преданиями наро- да и... воссоздавать их в новой лепоте...

РУССКАЯ
ГОЛГОФА
 

Н.Н. Сперанский
ПОДРОБНЕЕ

 

В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
Народ... чувство было почвою, из которой возник и развился цвет и плод его разумного сознания... Разумная мысль часто есть толь- ко сознанное предание седой старины, а стра- на мифов и таинствен- ных предречений есть страна, полная очарования и чудес...

СТАРО-
ОТЕЧЕСКАЯ
РУСЬ

А.М. Панченко
ПОДРОБНЕЕ

 

В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
Позорно в человеке отсутствие всякого чувства; но любовь всегда есть признак человеческого достоинства, на какой бы ступени ни стояла она; высшая же, действительная любовь есть любовь сознательная, разумная...

ЗОЛОТО
РУСОВ
 

М.М. Бахтин
ПОДРОБНЕЕ

«Зри, русич, ум,
яко ж Ум великий божеский —
един с нами!»

 

Hosted by uCoz