Серия: Евгений Овчинников - «Начало Пѣсенъ Вѣщихъ» (осн. в 2014)
 

 

Главные
Темы

 
   «Русская идея есть идея Сердца… Вот то, что другие народы смутно чувствуют в Русском Духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию... Итак, рус- ская идея есть идея Сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что, именно, любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура Духа... И при всем том, первое проявление русской любви и русской веры есть живое со- зерцание... наше равнинное пространство, наша природа, с ее далями и облаками, с ее реками, лесами, грозами и метелями. Русскому созер- цанию давалась красота, пленявшая Сердце, и эта красота вносилась во все... От этого души становились нежнее, утонченнее и глубже. Но Сердце и созерцание дышат свободно... Сердцу нельзя приказать любить, его можно только зажечь любовью. Русскому человеку Свобода присуща от природы... Природная темпера- ментность души влекла русского человека к пря- модушию и открытости, превращала его страст- ность в искренность и возводила к исповед- ничеству и мученичеству...»

Конспекты по теме: «Апология Русского Духа»

РОССИЯ - МОСКВА
2011

 

 

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ
ЛЕТ

СТАРО-
ОТЕЧЕСКАЯ
РУСЬ

КОНТЕНТ

 

В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
«Слово о полку Игореве»: это произве- дение явно современ- ное воспетому в нем событию и носит на се- бе отпечаток поэтичес- кого и человечного духа Руси, еще не знав- шей варварского ярма. Еще заметно влияние поэзии языческого бы- та; изложение истори- ческо-поэтическое от- личается благородст- вом тона и языка...
 

СТАРО-
ОТЕЧЕСКАЯ
РУСЬ

КОНТЕНТ

 

М.М. БАХТИН:
Затерянные в прошлом, забытые значения... для выражения живого неповторимого случая. В абстрактном норма- тивном языке они не имели никаких прав, чтобы войти в систему мировоззрения, потому что это не система по- нятийных значений, а сама говорящая жизнь. Эти ситуации и рече- вые обороты не умира- ют, хотя литература может забывать или избегать их...
 

СТАРО-
ОТЕЧЕСКАЯ
РУСЬ

КОНТЕНТ

 

Евгений Овчинников

« Г О Л Г О Ф А »

*   *   *
Любовь – исток всего святейшего –
среди мирского изобилия
душе даётся без малейшего
со стороны её усилия, –
лишь в это можно «верить» искренно...
но проку от Любви – немного,
поскольку служит – только Истине,
и благодарность ждёт – от Бога.
___________

 

 


                А.А. УХТОМСКИЙ: «Ужасно непрочно мы живём, жизнь каждого из нас готова сорваться из того неустойчивого равно- весия, которое нас поддерживает. Это, в самом деле, колебание на острие меча, и только постоянным устремлением вперёд, ди- намикой, инерцией движения удерживаемся мы в этом времен- ном равновесии. Тем осторожнее приходится относиться друг к другу, тем ответственнее всякое приближение к другому чело- веку, и тем более чувствуешь эту страшную ответственность перед лицом другого, чем более его любишь... Так называемое «счастье» мешает человеку быть прекрасным, добрым, светя- щимся... Это ведь совсем не то, что экспансивная, щедрая, всех зовущая к себе Радость! Когда Радость приходит к человеку сама собою, непрошеная и нежданная, она есть естественный плод избытка Сердца и, в свою очередь, делает человека прекрасным и счастливым, как никогда и нигде. Но когда человек начинает жадно хвататься за этот дар, чтобы удержать его во что бы то ни стало, и приискивает обеспечения своему счастию, пробует закрепить его для себя, – вот эта самая жадность к счастью, по- пытка закрепить за собою счастье, тотчас извращает всё и уже мешает быть тем открытым, мужественным, сильным, каким он был; делает его жадным, трепещущим буржуа...»

 

Евгений Овчинников

« Г О Л Г О Ф А »

*   *   *
Как это ни звучит по-книжному,
все наши гари и болотины –
освящены Любовью к ближнему,
ведь нас сближает – чувство родины, –
дела ж Любви – лишь Богу памятны...
в доносах правды не напишут,
а власти вечно чем-то заняты –
и вряд ли глас Любви услышат.
___________

 

 

 
              И.А. ИЛЬИН: «Русская идея есть идея Сердца…  Она утверж- дает, что главное в жизни есть любовь и что, именно, любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура Духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и до- броте, восприняла исторически... И при всем том, первое прояв- ление русской любви и русской веры есть живое созерцание. Со- зерцанию нас учило прежде всего наше равнинное пространст- во, наша природа, с ее далями и облаками, с ее реками, лесами, грозами и метелями. Русскому созерцанию давалась красота, пленявшая Сердце, и эта красота вносилась во все. От этого ду- ши становились нежнее, утонченнее и глубже. Но Сердце и со- зерцание дышат свободно. Они требуют Свободы, и творчество их без нее угасает. Сердцу нельзя приказать любить, его можно только зажечь любовью. Русскому человеку Свобода присуща как бы от природы. Она выражается в той естественности и про- стоте, в той импровизаторской легкости и непринужденности, которая отличает восточного славянина... Природная темпера- ментность души влекла русского человека к прямодушию и от- крытости, превращала его страстность в искренность и возводи- ла к исповедничеству и мученичеству...»

 

Евгений Овчинников

« Г О Л Г О Ф А »

*   *   *
Поклон, хлеб-соль... какие малости...
но тайны «русской кухни» знающий –
смекнёт, что малость не от жадности,
а от Любви всенасыщающей, –
обидно, что в поклонах стелемся –
пред ненасытными врагами...
ведь в час, когда мы им доверимся,
они сожрут нас с потрохами.
___________

 

  

 
                А.М. ПАНЧЕНКО: «В народной культуре средних веков смех имел религиозное значение — как жизнедатель, которому подвластны и люди, и земля. В народном сознании скоморохи как бы конкурируют с попами. Это соперничество — учитель- ное, наставническое — состязание авторитетов. Задача попа — побуждать пасомых к «слезам», потому что слезы и покаяние «необходимы» для спасения души. Скоморох же заботится — о телесном благополучии, о плодовитости человеческого племе- ни и плодородии земли. Если смех — жизнедатель, то «сильное» побуждение к смеху не более чем — естественно... Итак, скомо- рох является «иереем смеха». В такой ситуации Жрецы смеха — феномен не только ожидаемый, но прямо неизбежный... Извест- но, что когда жених с невестой отправлялись в церковь, особое внимание обращалось на приметы, на обереги от сглазу и нечис- той силы. Первостепенная роль в этих магических действиях отводилась скомороху... Занятия священников и скоморохов враждебны. «Бога ради, государь, — воззвал один из архиереев, — вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве, се тебе, государю, в великое спасение, аще бесовская игра их не будет»... Что до большинства, оно не собиралось жить с «поклонцами и слезами». Оно предпочитало жить весело...»

 

Евгений Овчинников

« Г О Л Г О Ф А »

*   *   *
К срокам нечаянным, негаданным –
опять повеет русским духом:
от чистоты телесной – ладаном,
от слова – чесноком и луком, –
нехай глазёнками голодными
буравят души супостаты...
спасёмся средствами народными,
не по нутру – так вон из хаты.
___________

 

 

СКАЗ О КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ

СТАРО-
ОТЕЧЕСКАЯ
РУСЬ

Б.А. Рыбаков
ПОВЕСТЬ
ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
ПОДРОБНЕЕ

 

В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
Теперь нам следовало бы говорить о «Сказа- нии о нашествии Батыя на русскую землю» и о «Сказании о Мамаевом побоище»; но мы 
скажем о них очень не- много. Оба эти памят- ника нисколько не отно- сятся к поэзии... это скорее памятники про- стодушной реторики, 
которой вся хитрость состояла в беспрестан- ных применениях к Библии и выписке из нее текстов...
 

СТАРО-
ОТЕЧЕСКАЯ
РУСЬ

В.Г. Белинский
ПОДРОБНЕЕ

 

М.М. БАХТИН:
Столкновение двух миров: мира официаль- ного, оформленного чи- нами и мундирами, ярко выраженного в мечте о «столичной жизни»,
и мира, где все смешно и несерьезно, где серьезен только смех. Нелепости и абсурд, вносимые этим миром, оказываются истинным  внутренним началом другого... Это веселый абсурд народных источников...
 

СТАРО-
ОТЕЧЕСКАЯ
РУСЬ

М.М. Бахтин
ПОДРОБНЕЕ

«...да будет Мир вам!»

 

Hosted by uCoz