|
|
|
В.Г.
БЕЛИНСКИЙ: Из какого бы мира ни брал поэт содержание для своих созданий, к какой бы нации ни принадлежали его герои, сам он всегда остается представителем духа своей нации, смотрит на предметы ее глазами и кладет на них ее печать... |
РУССКАЯ ГОЛГОФА |
|
|
|
КОНТЕНТ |
|
|
|
|
|
В.Г.
БЕЛИНСКИЙ: Не диво, что русский мужичок и плачет и пляшет от своей музыки; но то диво, что и образованный русский, музыкант в душе, поклонник Моцарта и Бетховена, не может защититься от неотразимого обаяния нашей песни... |
СТАРО- ОТЕЧЕСКАЯ РУСЬ |
|
|
|
КОНТЕНТ |
|
|
РУССКАЯ ГОЛГОФА
|
|
В.Г.
БЕЛИНСКИЙ: Человеком оканчивается царство природы, и им же начинается царство духа... |
|
|
|
|
КОНТЕНТ |
|
|
|
|
|
|
Евгений
Овчинников
«
Г О Л Г О Ф А »
*
* *
«Поклон, хлеб-соль... какие малости...
но тайны «русской кухни» знающий –
смекнёт, что малость не от жадности,
а от любви всенасыщающей, –
обидно, что в поклонах стелемся –
пред ненасытными врагами...
ведь в час, когда мы им доверимся,
они сожрут нас с потрохами».
___________
|
|
|
Н.Н. СПЕРАНСКИЙ: «Постижение
Мироздания – есть сла- гаемое смысла
земного Бытия. Но вот применение знаний уже
не обходится без вмешательства
разрушительного начала, вра- ждебного Жизни.
Именно в этой сфере начинает проявлять себя
действие Закона Нравственного... Этический
опыт Славянской Древности зафиксировал
явления духовной жизни – и в мифе о
творении Мира, и в мифах о становлении Руси.
Эти мифы спра- ведливо считались величайшим
богатством. Они охранялись от воровства и
фальсификации. Древние умели хранить свою
Па- мять и свой жизненный опыт... Человек –
нуждается в благах ци- вилизации, но они
нужны ему лишь как средство для облегче- ния
жизни, а не как самоцель. Лишь люди,
осознающие этичес- кий опыт человечества,
способны разумно и добровольно огра- ничить
себя. По большому счету, людям для
поддержания до- стойной Человека жизни
нужно не так уж и много. Не так уж много от
них и требуется: почитать и оберегать свою
Землю и Природу, хранить память о деяниях и
мыслях Предков, ибо не- льзя бездумно
разрушать то, что предки оставили нам в
Насле- дие, заботиться о своих потомках,
познавать Мир и созидать Но- вое. В конечном
итоге, человек, следующий этим правилам, об-
ретает и Счастье и Смысл Жизни...»
|
|
|
|
Евгений
Овчинников
«
Г О Л Г О Ф А »
*
* *
«Мы биты многими врагами,
за что – останется загадкой...
но Слово Божье было с нами,
и сам Он – пребывал над схваткой,
бесстрастно правя суд небесный –
и предрекая пораженье:
не тем, кто уступал сраженье,
а тем, кто побеждал – нечестно».
___________
|
|
|
А.М. ПАНЧЕНКО: «В
народной культуре средних веков смех
имел религиозное значение — как
жизнедатель, которому подвластны и
люди, и земля. В народном сознании
скоморохи как бы конкурируют с попами.
Это соперничество — учитель- ное,
наставническое — состязание
авторитетов. Задача попа — побуждать
пасомых к «слезам», потому что слезы и
покаяние «необходимы» для спасения
души. Скоморох же заботится — о
телесном благополучии, о плодовитости
человеческого племе- ни и плодородии
земли. Если смех — жизнедатель, то «сильное»
побуждение к смеху не более чем —
естественно... Итак, скомо- рох является
«иереем смеха». В такой ситуации Жрецы
смеха — феномен не только ожидаемый, но
прямо неизбежный... Извест- но, что когда
жених с невестой отправлялись в
церковь, особое внимание обращалось на
приметы, на обереги от сглазу и нечис-
той силы. Первостепенная роль в этих
магических действиях отводилась
скомороху... Занятия священников и
скоморохов враждебны. «Бога ради,
государь, — воззвал один из архиереев,
— вели их извести, кое бы их не было в
твоем царстве, се тебе, государю, в
великое спасение, аще бесовская игра их
не будет»... Что до большинства, оно не
собиралось жить с «поклонцами и
слезами». Оно предпочитало жить весело...»
|
|
|
|
Евгений
Овчинников
«
Г О Л Г О Ф А »
*
* *
«Уже и сказка стала былью,
и цель ясна, и курс исчислен,
пора б расправить руки-крылья,
да тяжек груз забытых истин, –
в цене – лишь подпись под «указом»,
а если он – бесчеловечен?!.
взовьёмся в небо, встретим разум,
но похвалиться будет – нечем».
___________
|
|
|
М.М. БАХТИН: «Праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь
из ее обычной колеи и делают невозможное возможным. Гоголевский смех – это чистый народно-праздничный смех. «Низкое»,
низо- вое, народное
значение дает этому смеху – божественное лицо, ибо так смеются боги в народной смеховой стихии древней
на- родной комедии... Можно сказать, что внутренняя природа
вле- кла его смеяться, «как боги». Этот смех полностью
раскрывался в поэтике Гоголя, в самом строении языка. В его слове мы
наблю- даем постоянное освобождение забытых или запретных
значе- ний.
В абстрактном нормативном языке они не имели никаких прав, чтобы войти в систему мировоззрения, потому что это
са- ма говорящая жизнь.
Мы видим, таким образом, столкновение и
взаимодействие двух миров: мира вполне легализованного,
офи- циального, оформленного чинами и
мундирами, ярко выражен- ного в мечте о «столичной жизни», и мира, где все смешно и
не- серьезно, где серьезен только смех. Гротеск у
Гоголя отрицает очевидность и мир «само собой разумеющегося» ради
непредви- димости правды. Он как бы говорит, что добра надо ждать не
от устойчивого и привычного, а от «чуда». В нем заключена
народ- ная – обновляющая, жизнеутверждающая идея...»
|
|
|
|
«БРЫЗГ
МЫСЛИ»
*
* *
Людвиг ван БЕТХОВЕН: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме
добро- ты».
Эдуард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН: «Что прошло – то прошло. Будущее же принадлежит тем, кто достаточно
добро- детелен, чтобы раскаиваться, и тем, у кого достаточно сил, чтобы загладить свою вину».
Н.В. ГОГОЛЬ: «Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже никто не верит».
___________
|
|
|
|
|
|
|
В.Г.
БЕЛИНСКИЙ: Естественная поэзия прибегает к
иносказа- нию, к мифу, которых смысл может провидеть только посвященный... художественная поэзия вырастает на ее почве. Оттого она так любит пользоваться
мифичес- кими преданиями наро-
да и... воссоздавать их в новой лепоте... |
РУССКАЯ ГОЛГОФА |
|
|
|
Н.Н. Сперанский ПОДРОБНЕЕ |
|
|
|
|
|
В.Г.
БЕЛИНСКИЙ: Народ... чувство было почвою, из которой
возник и развился цвет и плод его
разумного сознания... Разумная мысль часто есть
толь- ко сознанное предание седой
старины, а стра- на мифов и
таинствен- ных предречений есть страна, полная очарования и чудес... |
СТАРО- ОТЕЧЕСКАЯ РУСЬ |
|
|
|
А.М. Панченко ПОДРОБНЕЕ |
|
|
|
|
В.Г.
БЕЛИНСКИЙ: Позорно в человеке отсутствие всякого чувства; но любовь всегда есть признак человеческого достоинства, на какой бы ступени ни стояла она; высшая же, действительная любовь есть любовь сознательная, разумная... |
ЗОЛОТО РУСОВ |
|
|
|
М.М. Бахтин ПОДРОБНЕЕ |
|
|
|